Актуальные вопросы развития кластеров в автомобильной промышленности

25 декабря 2008

Ведущий круглого стола: Кудряшов Андрей Викторович. Консультант консалтингового центра «СтройКонсалтинг Санкт-Петербург». Стаж работы в автопроме 19 лет. Опыт работы консультантом 5 лет.  Начальник КТО ПАК  ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», член Поволжского клуба качества, ведущий авторских практических  семинаров по спец. методам ISO/TS 16949 (APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA, QSA),  составитель и редактор ежегодного сборника статей по актуальным проблемам  внедрения СМК  - «Город Качества», консультант, автор статей по стат. методам и внедрению ISO/TS 16949  в центральных и региональных журналах по качеству. Сфера научных и деловых интересов:  статистические методы, методы принятия решений,  спец. методы ISO/TS 16949, системный и проектный подход, история, литература.

Кудряшов Андрей:   Наш небольшой круглый стол – это не руководство к действию и не попытка ответить на все вопросы, а стремление повернуть руководителей предприятий и политиков к необходимости развития кластеров в рамках региональной политики, созданию единой терминологии по кластерам,  применению  современных математических и экономических методов  при создании  кластеров, изучению зарубежного опыта. Тема  кластеров актуальна для всех нас, потому что  говорить о развитии России, о ее конкурентоспособности (а значит и о нашем благополучии) можно только при наличии чёткой  программы развития регионов. Одним из главных моментов проведения региональной политики должна стать концепция создания кластеров. Причём кластеры должны стать не просто модным термином. Кластеры должны стать эффективным инструментом развития регионов. Нашим девизом должен стать девиз: «Конкурентоспособные регионы – конкурентоспособная Россия!».
            «Мысли лучших умов всегда становятся, в конечном счёте, мнением общества» - это ещё  много лет назад заметил Филипп Дормер Честерфилд, английский политический деятель и дипломат. Но такое впечатление, что он имел в виду мысли российских учёных  Арсеньева, Леонтьева, Кондратьева, Колосовского, Баранского, Немчинова. Мысли русских умов, опять стали мнением мирового общества, это применительно, в том числе и к кластерам, как инструментам развития территорий.  Тот, кто изучает труды Портера и ничего не знает о трудах русских и советских учёных по этой теме,  об успехах развития ТПК и промышленных центров в СССР,  может узнать лишь часть  малой истины. А ведь с 60-х годов у нас уже  целые НИИ работали по этой теме! И только в 70-е годы прошлого века этими вопросами стали робко интересоваться в  США, Канаде, Италии и Японии….          
           Всего лишь 8 стран могут проектировать и изготавливать автомобили. Россия пока в их числе, но это пока. А что будет дальше, зависит от нас самих.  Форд говорил: «Автомобиль сделал Америку!».  Он имел в виду, что «их автопром», как рабочая лошадка вытащил страну, вытаскивая за собой химическую, электротехническую, металлургическую промышленность.  Что касается «проблемы развития российского автопрома», то такой проблемы нет, а есть проблема создания конкурентоспособных кластеров вокруг ведущих российских автосборочных заводов в первую очередь вокруг ВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа. Проблема создания кластеров вокруг этих предприятий  потянет за собой другие проблемы: наличие программы по развитию кластеров, вопросы финансирования кластеров, развития поставщиков, смены модельного ряда, развитие станкостроения, развития технопарков, подготовки кадров, развитие инфраструктуры.  Но давайте  сначала разберёмся с термином «кластер». На сегодняшнем этапе некоторую путаницу в терминологии  создают те руководители регионов, для которых  термин «кластер» - что-то вроде дани современной моде, для привлечения западных инвестиций и для  формирования современного имиджа своего региона, они готовы назвать кластером всё что угодно. Термин «кластер» заимствован из английского языка (cluster, буквально — «расти вместе»). Существует множество определений этого термина, кроме того, эти определения находятся в некотором развитии, по мере развития теории кластеров.  Согласно классическому определению, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластер – это устойчивое территориально - отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности участников кластера.   Цель кластера - это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников. Состав участников - это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ,  консалтинговые фирмы, которые взаимосвязаны в процессе создания и экспорта продукции.  Содержание этапов развития кластера, цели и состав участников  уточняется  при формировании каждой новой модели кластера. Поэтому любой положительный опыт нужно рассматривать с учётом конкретного кластера и его целей. Даже если взять  автомобильные кластеры,  например в Петербурге, Калуге, Тольятти –  многие процессы могут проходить по разному, несмотря на сходство этих кластеров. Нельзя «просто» копировать положительный опыт развития кластеров, как нельзя процессную модель одного предприятия скопировать на другое предприятие, -  разные стратегии, разные структуры, разные бизнес-процессы.
              Термин «кластер» в отличие от других понятий изначально получил практическое значение, понятное органам федеральной, региональной власти и бизнесменам, что способствовало быстрой популяризации этого термина в широких кругах.  Кластеры – западное изобретение  80-х годов прошлого века. Но с 20-х годов вся наша оборонная и часть гражданской промышленности строились по этому принципу. Теория экономического районирования, создания ТПК и промышленных центров в  СССР  в 20-х-80-х годах прошлого века  – это уникальный  практический  опыт и  знания, опередившие своё время, в том числе и время кластеров. Однако это не умаляет значения работ Портера и зарубежных специалистов по вопросам конкурентоспособности. Но  гениальность Портера не в том, что он «изобрёл» кластеры.  Кластеры, тем более в России существовали за сотни лет до появления Портера. В нашей  большой стране  с суровым климатом и огромными расстояниями, жизнь сама нас заставила раньше других   понять, что кооперация, специализация, концентрация – это условия не просто конкурентоспособности, а условия выживания. Очень хорошо сказал Сергей Довлатов:  «Мы не лучше коренных американцев. И уж, конечно, не умнее. Мы всего лишь побывали на конечной остановке уходящего троллейбуса». А гениальность Портера в том, что Кластеры были им   обозначены как новые объекты проведения государственной кластерной политики по повышению национальной конкурентоспособности на микроэкономическом уровне. Конкурентоспособность страны Портер рекомендует рассматривать через призму международной конкурентоспособности, но  не  через конкурентоспособность отдельных  фирм, а через конкурентоспособность  кластеров – объединений фирм различных отраслей.
            Всем кто интересуется концепцией развития кластеров, может быть полезен не только  опыт СССР, но и опыт  Российской Империи. По концентрации, кооперации и специализации промышленных центров, Россия перед первой мировой войной выходила в лидеры. Многие историки считают, что это и спровоцировало поджигателей первой  мировой  войны. Не имея возможности «легально» обойти Россию, не имея её конкурентных преимуществ, кто-то посчитал самым действенным способом устранить конкурента – создать особую причину изменчивости, как сказал бы господин Шухарт.  Только особой причиной стали – мировая война и революция. А ведь ещё древне греки  говорили:  «Побеждает всегда подстрекатель».
            Интересен опыт создания кластеров в России в XVIII веке. То, что создал Демидов на Урале во времена Петра Первого  (за 260 лет до открытия Портера) – пример промышленного кластера. Несколько десятков предприятий, транспортные компании, самое передовое оборудование и технологии, лучшие специалисты, плюс концентрация предприятий, кооперация, специализация и логистика. В результате Европа закупала Демидовскую сталь и чугун. А ведь Демидовы не только чёрными металлами занимались, но и  добывали золото, платину, серебро,  медь, драгоценные камни. Кроме того, оружейные заводы Демидовых в Туле и на Урале по внедрению стандартизации и «Бережливого производства» опережали на пару веков Европу и Японию. Ружья собирались из взаимозаменяемых деталей и стоили в  разы дешевле,  чем у конкурентов, но это уже совсем другая история….
     О пользе кластеров для  экономики никто уже не спорит. Но, не смотря на наши бывшие  успехи и отечественный опыт 20-х – 80-х годов прошлого века по созданию ТПК, было бы  глупо задирать нос и  игнорировать современный зарубежный опыт. А там есть чему поучиться!  Это и программы развития Технопарков в рамках кластерной политики, программы по развитию поставщиков  и продуманные инновационные и инвестиционные проекты.
  Главная проблема у нас - как всегда, в неспособности перестроить мышление.  Про кластеры, кто-то либо вообще не хочет слышать, либо смотрит на них как на разновидность ТПК. Но ТПК в советском варианте работали на экономику в первую очередь всей страны. Конкуренция внутри ТПК ограничена или равна 0. ТПК работает в условиях плановой экономики. Применительно к ТПК можно сказать, что регион существует для ТПК, а не ТПК для региона. Хотя в 20-х годах прошлого века начиналось все правильно. Но увод всех «нитей управления» в центр, поставил всю нашу региональную политику с ног на голову. Эта ошибка может повториться и сейчас, если регионы России при формировании региональной политики будут рассматриваться, как  регионы – для центра. Кластер – понятие весьма близкое к ТПК, но, в отличие от ТПК, понятие рыночное. Соответственно, несмотря на некоторое сходство, механизмы возникновения, существования и развития кластеров и ТПК в корне отличаются. Кластер  в первую очередь работает на те предприятия, которые в него входят. И уже только затем работает на экономику региона, и на экономику страны. И ТПК и кластеры имеют свои как плюсы, так и минусы. Это надо учитывать при создании региональной политики. Тут важно  учитывать как интересы бизнеса,  регионов, так и государства, особенно в добывающей, атомной, авиа-космической и оборонной промышленности. В автомобильных, аграрных, текстильных кластерах, первую скрипку должен играть бизнес.
             Правительство при проведении региональной политики должно в первую очередь создавать условия для развития регионов, а не стараться всё брать под свой контроль. Если нет чёткой национальной идеи и программы по развитию регионов, то судьба даже имеющихся российских кластеров будет не завидна. Кластер останется, но наметится мощный тренд на замену  оставшихся российских поставщиков автокомпонентов иностранными.
            Что интересно, в ЦРУ нового сотрудника обучают статистическим методам и методам принятия решений. Часть методов – как добиться максимального эффекта при минимальных усилиях, обратив плюсы предполагаемого противника в его минусы. С отверточными сборками и тем более с отвёрточными кластерами  так и будет, если мы будем наращивать отвёртки, а не мозги.  Иначе вместо ожидаемого потока технологий в страну, возникнет  мощный  отток денег из страны. Всем известна сказка про вершки и корешки, и русская пословица: «Кому - барыши, а кому - магарычи.»  Так что, свой автопром надо развивать, господа политики и предприниматели. Ведь: «Промотаешь  ворохами, не соберёшь крохами».  Вместо «промотаешь» в народе говорят более конкретно, но смысл примерно  то - же.   
            У нас ещё много чиновников и руководителей предприятий  со старым мышлением. Даже среди руководителей предприятий в автопроме можно слышать: «Работали мы без ТУ-16949 и никому не мешали, так бы работали и работали!» Но будущее Российской экономики  не за ними. Уже сейчас не мало предприятий,  точнее руководителей предприятий, которые очень хорошо понимают многие серьёзные вещи. Такие как, например: стратегический менеджмент, неформальное внедрение процессного подхода, внедрение статистических методов во всех процессах на всех этапах жизненного цикла продукции,  значение бенчмаркинга, создание новых продуктов и освоение  новых сегментов рынка, привлечение инвестиций, развития поставщиков, необходимость внедрения Системы сбалансированных показателей,  необходимость выполнять все требования потребителя и даже идти впереди этих требований.   
               Что касается Бенчмаркинга, то  самый ценный опыт по созданию территориальных объединений – это однозначно опыт и глубокие теоретические труды  русских и советских учёных ,которые создали и развили теорию  экономического районирования. Но идея Кластеров, как идея конкурентоспособности и экономического развития регионов  уже получила развитие в последнее десятилетие практически во всех странах мира, включая страны Восточной Европы, Южной Америки, Океании, не говоря уже про страны Евросоюза и США. Но  если не считать обзорной информации в Интернете, хорошую информацию по кластерам найти не просто. Фирмы, группы компаний, технопарки и кластеры  берегут свои секреты за семью печатями, но тем не менее необходимо изучать и изучать лучший мировой опыт по развитию кластеров. Для нас может быть интересен опыт США, Японии, Финляндии, Кореи, Италии, Германии, Китая, Турции, Испании, Канады, Чили и даже Венгрии. У каждой из этих стран есть свои особенности и свои успехи в отдельных отраслях благодаря развитию кластеров.
             Для поставщиков ВАЗа, ГАЗа и КАМАЗа могу добавить, что наше существование может быть только в рамках кластеров. Я говорю наше,  потому,  сам работаю на предприятии, которые входит в автомобильный кластер. С концепцией развития кластеров, не надо ждать, что кто-то всё принесёт   в готовом виде. Никто не принесёт! Ждать – значит работать на снижение конкурентоспособности России. Ещё Вальтер Скотт заметил:  «Время и прилив никогда не ждут».  Поэтому уже сейчас нам необходимо строить свою долгосрочную стратегию, программу развития поставщиков второго уровня и программу обучения специалистов с учётом своего места в автомобильном кластере, иначе наше  место будет занято другими поставщиками и не обязательно российскими. А ведь каждый российский кластер – это десятки, а иногда и сотни российских градообразующих предприятий!  «Вернейший способ быть обманутым – это считать себя  хитрее других». (Франсуа де  Ларошфуко). Мы считаем себя хитрыми и ждём от отвёрточных сборок манны небесной в виде потока в страну инвестиций и технологий, но «Манна небесная с неба нигде не падает».  Любая западная компания, которая приходит в Россию, нацелена на достижение своих стратегических интересов, развитие сети своих поставщиков и дочерних компаний. А сверх прибыль,  полученную от продажи автомобилей собранных в России руками российских рабочих, из деталей из русской стали и нефтехимического сырья, вся эта сверхприбыль уйдёт на развитие западных компаний, для обновления их модельного ряда. А  автомобили  отвёрточной сборки купит российский средний класс, взяв кредиты в западных банках. Это только курочка и крот от себя гребут. Западные компании гребут к себе! Не обессудьте Господа, у них там тоже конкуренция, и им тоже, как- то выживать надо!  
            Наши автомобильные кластеры, должны развиваться по нашим сценариям, для достижения наших стратегических целей и процветания нашей страны. Но чтоб самим писать и осуществлять такие сценарии, необходимо очень хорошо быть в теме. Причём это касается не только предпринимателей и руководителей, но и представителей федеральной, региональной и муниципальной власти.
            Национальной идеей должна стать идея качества. А национальным проектом  - постоянное увеличение экспорта не сырья, а товаров и высоких технологий. Необходимо перевести страну на экстенсивный путь развития, путь развития технологий и инноваций. Одним из главных механизмов вытягивания страны – должна стать чёткая, сбалансированная  программа развития кластеров. А начинать надо с автомобильной промышленности, распространяя положительный опыт на другие отрасли. 

                            Участники  круглого стола:

Маслов Дмитрий Владимирович.
Кандидат экономических наук, доцент.
директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета. Сфера научных и деловых интересов: современные методы управления, модели самооценки, премии в области качества, бенчмаркинг.  Стажировался в Японии, Англии, Польше, США.  Автор 10 книг и более 100 научных публикации в России и за рубежом, в том числе, в журналах "Управление компанией", "Менеджмент в России и за рубежом", "Стандарты и качество", "European Quality", "iSixSigma insights", "Higher Education in Europe".  

Хромова Татьяна Александровна.
      Эксперт по сертификации. Консультант консалтингового центра "СтройКонсалтинг Санкт-Петербург". Менеджер по качеству ГК «РВ» ООО «Чистый мир». Опыт проведения сертификационных и наблюдательных аудитов более чем на 40 предприятиях г. Тольятти, Самарской, Ульяновской областях и республики Чувашия, в том числе 4 производства ОАО «АВТОВАЗ». Подготовлены к сертификации - 5 предприятий. Сфера научных и деловых интересов: процессный и системный  подход, сертификация группы компаний, методика «20 ключей», ISO/TS 16949, методы развития поставщиков.


Чернов Игорь Борисович

Специалист по статистическим методам. Начальник  Бюро Термообработки Дирекции по Развитию ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС». Опыт работы на ОАО «АВТОВАЗ» и ООО «АВТОВАЗАгрегат». Сфера научных и деловых интересов: Статистические методы, оптимизация процессов, методы планирования эксперимента в промышленности, передовые методы термообработки, история.


Усачёва Елена Михайловна.
Студентка 5-ого курса Санкт-Петербургского Института внешнеэкономических связей, экономики и права. Экономический факультет. Специальность «Мировая Экономика». Сфера научных и деловых интересов: зарубежный опыт развития предприятий и технопарков в системе кластеров.
            
 


           Андрей Кудряшов: Ещё Наполеон в  своё время сказал: «Кто не хочет содержать свою армию, будет содержать чужую». Справедливо ли  сказать: Правительство и нация, которые не хотят  развивать свои кластеры, будет развивать чужие?

            Игорь Чернов:  Я считаю, что у нашего правительства приоритетом должны пользоваться  наши кластеры, а не зарубежные.  Вкладывать ресурсы (денежные, земельные, интеллектуальные и др) в чужие кластеры – значит сознательно загонять себя в угол, из которого уже не будет выхода. Жаль, что не все понимают, что такое кластеры и очень часто пытаются копировать чужой опыт без учёта наших реалий и особенностей.
          Дмитрий Маслов:  Я думаю, что действительно так можно сказать по отношению к кластерам.  Кластерную экономику сегодня развивают многие страны мира и довольно успешно, что заставляет и нас сейчас держать руку на пульсе, и на всех уровнях обсуждать  актуальные вопросы создания кластеров в России.
         Татьяна Хромова:  Так как в силу личного производственного опыта мне ближе автопром, посмотрим, что происходит именно в автопроме…  На территории России как грибы растут автосборочные производства известных брендов: «Тойота», «Форд», «Хюндай» и пр. Неотъемлемой частью каждого такого проекта является так называемый «План по локализации поставок», который предусматривает четко регламентированный поэтапный переход на материалы и комплектующие российского производства. И ни один иностранный автосборщик не соблюдает этот график, т.е продолжает ввозить комплектацию из-за границы – т.е. фактически, кормит и развивает не нашу, а свою экономику.
Причин такой ситуации множество и не последнюю роль играет неспособность подавляющего большинства российских производителей выполнять требования по качеству поставок, которые предъявляют к ним иностранные автосборщики.  Вот здесь и необходим единый поход на государственном уровне по анализу причин отставания, разработке и реализации мероприятий (включая финансирование) по устранению препятствий к переходу на сборку их отечественных комплектующих (естественно, без ущерба для качества конечного продукта). Такие мероприятия должны включать и государственные программы по обучению, подготовке и привлечению кадров (рабочие, специалисты, руководители), предоставлению режимов наибольшего финансового благоприятствования внедрению инноваций и технического перевооружения производств и пр.      А к проблеме создания кластеров должен быть комплексный и системный подход на всех уровнях. Но пока больше заявлений в разных регионах о создании кластеров, чем реальной работы.

             Андрей Кудряшов: А вы верите, что кластеры  станут основой нашей экономики?
             Елена Усачёва: В случае сохранения сырьевой направленности экономики, Россия может навсегда остаться поставщиком природных ресурсов. Тогда ни о какой конкурентоспособности России говорить не придётся.
              Татьяна Хромова:   Россия должна занять своё достойное место в мировом сообществе. Для этого необходимо - развитие  российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности российских предприятий, что не возможно без создания современных кластеров во всех отраслях промышленности.  Ну а что касается автопрома, то политика создания кластеров, тут более актуальна, чем где бы это ни было.
              Игорь Чернов:   Для России, по прежнему, кажется, что  важен размах, а не результат. Главная проблема как всегда в неспособности перестроить мышление.  Про кластеры, кто-то либо вообще не хочет слышать, либо смотрит на них как на разновидность ТПК.  Кто-то может путать два этих понятия.
              Андрей Кудряшов: Сейчас мы изучаем чужой опыт и  очень часто  пытаемся его копировать, но может к изучению чужого опыта подходить творчески, с учётом наших особенностей?

              Татьяна Хромова:  Считаю, что при разработке и создании кластеров в отечественной экономике необходимо взять и свои наработки, и опыт их внедрения, и зарубежный опыт. За тот период, когда в нашей стране происходил перелом экономики (как раз 80-е, 90-е годы двадцатого века) и наше товарное производство упало ниже… сами знаете чего, иностранные экономики наработали и развили кластерное направление развития наиболее высокотехнологичных отраслей экономики, которые в любой промышленной стране являются лидерами производства. Такие как автомобиле- и машиностроение, самолетостроение, кораблестроение, химическая, нефтегазовая и пр. отрасли.
              Дмитрий Маслов:  Полностью отрицать советский опыт, по меньшей мере, недальновидно, также как и отрицать отечественные достижения в области стандартизации, менеджмента качества. Очевидно, что слепое копирование западных ноу-хау не принесет успеха, но и изобретать велосипед тоже не нужно. Необходимо взвешенно оценить: где мы сейчас и где мы хотим быть завтра, что мы для этого имеем и чего нам не достает?  Ещё хочу добавить, что роль  Бенчмаркинга возрастёт практически на всех уровнях, от технолога, до правительства РФ, в том числе и для изучения передового опыта развития зарубежных  кластеров.
               Игорь Чернов:   Мы не поймём, что такое кластер, пока не отработаем единую терминологию. Промышленный кластер – российское изобретение. А слово кластер - чисто иностранное. Кроме того, существует с десяток разновидностей определения термина – кластер.
                Елена Усачёва: Обилие различных определений термина «кластер» обусловлено, в том числе многообразием типов кластеров, целей создания кластеров и различным составом участников.
               Татьяна Хромова:  В ситуации с кластерами, к сожалению, повторяется вечная история о том, что отечественные наработки в полной степени используются зарубежными странами, а затем выдаются  нам же в  «красивой упаковке» за инновации в экономике. Но уже за свободно конвертируемую валюту. Дело в том, что, как и в промышленности, в сфере интеллектуальных разработок в организации управления производством, мы выполняем роль - сырьевого придатка. Только в данном случае, роль «сырья» выполняют отечественные мозги и сгенерированными ими идеи. Российский народ так богат на творческие идеи, что ему не жалко поделиться ими со всем окружающим миром. Иногда, кажется, что лучше бы идей и не было столько много, но они доводились бы до логического конца, т.е. до получения экономической отдачи.
                Игорь Чернов:    Для меня, как металлурга, кластеры, - это микрогруппировки атомов вещества, которые сохранили кристаллическую структуру в вакансионном газе. Для понимания технических терминов изложу вкратце кластерную теорию плавления и кристаллизации.
При нагреве кристаллического материала, мы в конечном итоге достигаем температуры плавления. Чем больше температура, тем больше количество вакансий (междоузельных пустот) в кристалле, и тем меньше прочность материала. И наконец, вакансии разрушают материал. Разрушение происходит не полностью, а на участки, имеющие кристаллическую решётку. Это и есть кластеры. Тем самым в структуре жидкого металла и сплавов есть только движущиеся кластеры и пустоты.
            Капиталистическая экономика государства - это кластеры из предприятий, объединенных связями в кристаллическую решётку целесообразности, плавающими в рынке, отталкивающихся вакансий.
Убираем рынок и получаем социалистическую полностью кристаллическую экономику.
             Кластеры заметили на западе  в 80 годах, и соответственно повёлся о них разговор. Поэтому лишь тогда их предприятия стали объединяться в стабильную структуру экономических связей. В России с точностью до наоборот. Единая кристаллическая решётка экономических связей в 90 годы была разрушена. Температура достигла температуры плавления, но необходимой энергии явно не достаточно (скрытая энергия плавления).  Ситуация складывалась так, что общество грозило превратиться в революционный газ. Кристаллическая структура пострадала, но не разрушилась полностью.
          Что касается предприятий. Экономически более выгодно крупное предприятие, но лучше управляется предприятие мелкое. Один из методов решения проблемы - является создание кластеров. Крупные, средние и мелкие предприятия, не отрываясь от потребителя, создают общую гибкую структуру, для использования экономических преимуществ крупного предприятия. Кластеры – это своеобразные кооперативы на основе рыночных отношений. Но в этих кооперативах в зависимости модели кластера каждый сверчок должен знать свой шесток, кроме того должна в разумных пределах существовать конкуренция внутри кластера, общая стратегия и программа развития, иначе кластер превращается в большой колхоз периода позднего Ельцина.
           Ни ВАЗ ни ГАЗ ни КАМАЗ кластеры сами по себе  не спасут. Спасёт их лишь дебюрократизация системы управления и более полное использование преимуществ крупного предприятия. Нужен хозяин по интеллектуальной мощи сравнимый с Фордом или Поляковым, вот тогда можно говорить и о кластерах в автопроме.

             Андрей Кудряшов: Не всё зависит только от руководителей предприятий, бизнеса, руководителей регионов и тем более простых граждан. Должна  ли быть программа правительства по созданию и развитию кластеров?

               Дмитрий Маслов:  На мой взгляд, да. Опыт других стран, что создание отраслевых кластеров невозможно без государства, смысл кластера именно в государственной программе, включающей комплекс экономических мер по развитию отрасли.

              Андрей Кудряшов: Ну а в чём конкретно может заключаться роль правительства РФ при построении кластерной политики?

             Елена Усачёва: Роль правительства РФ может, прежде всего, заключаться   в формировании законодательной и финансовой базы в данном направлении, создании условий для развития малого и среднего бизнеса (например, посредством предоставления налоговых льгот, кредитов по сниженным процентным ставкам и т.д.), создания новых фирм, поощрения инноваций, улучшения инвестиционного климата и т.д. Органы власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального) должны  поддерживать инициативы в этом направлении, оказывать помощь в устранении барьеров на пути создания и развития кластеров, предоставляя консультационные и другие услуги, а также распространять передовой опыт формирования и функционирования кластерных промышленно-инновационных систем. Что интересно, первыми это поняли не самые богатые регионы РФ.
   Федеральный центр должен определить место и роль экономики конкретного региона в социально-экономическом и пространственном развитии страны и разработать конкретные программы по созданию и развитию кластеров в отдельных регионах, или по крайней мере принять участие в создании таких программ. Без чёткой программы по развитию кластеров, можно получить обратный эффект. Центр должен принимать участие в создании таких программ, которые могут включать мероприятия по повышению привлекательности регионов с целью стимулирования притока инвестиций (в том числе и иностранных),  развитию инфраструктуры регионов, вовлечению в производство научно-образовательного комплекса.

              Андрей Кудряшов: Кластер – это рыночное понятие. Но в кластере сходятся интересы предприятий, регионов, государства. Всё «валить» на федеральный центр, наверное, не совсем правильно, тем более при рыночных отношениях.   На каких уровнях должны быть разработаны  программы по развитию кластеров?
             
              Дмитрий Маслов:  На мой взгляд, природа кластеров такова, что инициатива по их созданию должна исходить от бизнеса, всесторонне поддерживаться региональными властями и быть одобрена правительством. Т.е. стратегически кластер – это консолидация усилий бизнеса и государства по развитию той или иной отрасли или региона.
              Елена Усачёва: Да, в  разработке программы должны принимать участие  все заинтересованные стороны. Но если это авиа-космический кластер, который работает на оборонку и космос, то тут инициатива должна быть за государством. Если это с/х  кластер, в который входят несколько районов одной области (или нескольких областей), то тут уже инициатива должна исходить от бизнеса, при поддержке областных и районных властей. Но в любом случае, поддержка кластеров и разработка программы по их созданию и развитию должна проводиться на всех уровнях компетентными специалистами.

              Андрей Кудряшов: Понятно, что ставку надо делать не на лошадь,  а  на того, кто на ней сидит. А где брать столько компетентных специалистов? Ведь компетентные специалисты должны работать не только при создании программ, но и непосредственно на предприятиях, которые входят в кластер. Возможно, ли вообще говорить о создании кластеров без серьёзной реформы системы подготовки специалистов  в высших учебных заведениях, по крайней мере, в тех регионах, где планируется создание кластеров?

               Дмитрий Маслов:  Думаю, работа менеджера или инженера внутри кластера не требует специфической подготовки. Также как если бы мы ставили вопрос о необходимости различного обучения менеджеров для общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Наши ВУЗы должны просто готовить хороших специалистов в нужном количестве, причём немного работать на опережение. В первую очередь необходимо обучать руководителей предприятий и  руководителей органов власти всех уровней.
               Игорь Чернов:  Если кластеры будут развиваться отдельно, а образование отдельно, то проиграют и кластеры, и образование, и регион, и страна в целом. А специалистов придётся приглашать из других регионов, за дополнительные деньги. В Самарской области необходима продуманная программа по подготовке специалистов. Причём эта программа должна уже сегодня реально работать.
             Татьяна Хромова:  Если рассматривать процесс получения специальности (обучение в профессиональном, среднеспециальном и высшем учебном заведении, а также на курсах повышения квалификации для работающих) с точки зрения системы менеджмента качества, то первоочередным здесь является определение перечня потребителей, выяснение, анализ, согласование и выполнение их требований (п. 7.2 ISO 9001:2000). Так вот, одним из потребителей системы образования, наряду со студентами и их родителями, является как раз государство и его потребность в определенных специалистах (определенном количестве, определенной специализации и квалификации). Иначе говоря, государственное образование должно выполнять государственный заказ на подготовку кадров. Поэтому повсеместно, а в кластере это проявится особенно остро и скоро, необходима реформа подготовки специалистов. Что она может предусматривать:
• Определение государством численности и специализации по востребованным специальностям, частичное восстановление целевого распределения (госзаказ). И не надо бояться этого слова!
• Введение «непрерывной» системы обучения, по принципу «Школа-колледж-институт», по наиболее востребованным специальностям. Подготовка по ним на бюджетной основе, возможно введение дифференцированной стипендии с максимальной – по наиболее востребованным специальностям;
• Возобновление системы рабфака, когда работающие на предприятии сотрудники, получают высшее образование по направлению своего предприятия и получают от него стипендию. По окончании приходят на родное предприятие на срок, оговоренный контрактом на получение обучения;
• Корректировка программ обучения с уменьшением/исключением часов по «ниочемушным» и «трепологическим» предметам и усилением технологической подготовки, основанной на современных требованиях (в автопроме: ISO/TS 16949);
• Максимальное привлечение к преподаванию действующих специалистов предприятий, для исключения отрыва «науки» от «народа».
Это только часть мероприятий. Но реформирование образования необходимо, причем координатором основных направлений должно быть государство! Реформирование образования актуально для всех, но у регионов, которые строят кластеры, нет время на раскачку, специалисты им нужны уже «здесь и сейчас».

            Андрей Кудряшов: Нужны ли программы по развитию малого и среднего бизнеса в регионах,  в которых  формируются кластеры?

             Татьяна Хромова:  Развитие малого предпринимательства - это важнейшее условие повышения конкурентоспособности страны в целом и ее отдельных регионов. Одним из главных плюсов именно кластерного подхода является ставка в первую очередь на малый бизнес, включение  его в кластеры, наряду с административным  ресурсом, создателями технологий и ноу-хау, рыночными институтами.
               Для регионов, где формируются кластеры, это наиболее актуально.  Нужны целевые программы по развитию малого и  среднего  бизнеса в регионах. И тут надо сказать, что роль региональных и муниципальных властей при создании таких программ  будет возрастать. Так что если сегодня вы планируете создать в своём регионе кластер, то тут я согласна с Игорем Борисовичем, своих чиновников надо было начать обучать ещё вчера.
           Андрей Кудряшов:  Эльдар Рязанов не зря говорит: «Сперва деньги – после планы». Кто должен принимать участие в создании и финансировании кластеров? И каковы на ваш взгляд могут быть источники финансирования кластеров?

           Дмитрий Маслов:  Приведу пример: на разработку стратегии создания текстильного кластера в Ивановской области выделено 45 млн. рублей: по 50 процентов из федерального и областного бюджетов. Концепция, разработанная одной из ведущих мировых консультационных компаний в текстильной промышленности «Gherzi», предполагает  постепенный  переход текстильной промышленности на химическое волокно для дальнейшего выпуска конкурентоспособной продукции. Такой путь развития текстильного кластера в Ивановской области получил сначала всестороннюю поддержку со стороны региональных властей и Минэкономразвития РФ, а сейчас и одобрение нового Президента РФ Дмитрия Медведева, который также оценил инновационность и перспективность текстильного кластера в Ивановской области в ходе встречи с губернатором Михаилом Менем.  Поддержка формирования текстильного кластера на столь высоком уровне, несомненно, позволит данному проекту развиваться более динамично, т.к. теперь область вполне может рассчитывать на получение финансовых средств из Инвестиционного фонда РФ.

              Елена Усачёва: Я считаю, что в создании кластеров должны принимать участие представители как федеральной, так и региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе. При этом, к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена и общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д.
              Что касается финансирования кластеров, то этот процесс является крайне важным при их создании. Источниками финансирования могут быть средства компаний, бюджетные средства. Должно быть: льготное кредитование участников кластера,  могут привлекаться ресурсы крупных инвесторов, для наукоемких отраслей, оборонной промышленности и перспективных направлений – гранты и госзаказ. Однако в условиях российской экономики наиболее приемлемым способом является интеграция ресурсов за счет вкладов участников и финансирования из различных программ и фондов.

             Андрей Кудряшов: Построение кластера может осуществляться в трех сценариях:
- "сверху вниз", т.е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой;
- "снизу вверх", т.е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера;
- смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.
Какой вариант наиболее приемлем на пространстве СНГ, в РФ и в частности в автопроме?

               Татьяна Хромова:  Я вижу наиболее адекватным для России «смешанный» вариант создания и развития кластеров, т.к. создаются они не на пустом месте и не в чистом поле. Но общегосударственная программа, которая будет содержать рамочную идеологию данных форм развития экономики, необходима. Государству необходимо выработать единый подход к образованию и функционированию кластеров, осуществлять правовую поддержку, регулирование и частичное финансирование кластеров. Каждый кластер – это уникальный проект со своими особенностями, но есть и общие закономерностии. Роль государства и его институтов – в выявлении, анализе этих закономерностей и разумном регулировании взаимоотношений.
                Елена Усачёва:  Все три сценария развития кластеров актуальны и приемлемы для России и  стран СНГ, но для автопрома я считаю более подходит «смешанный» вариант. В первую очередь это касается вновь создаваемых кластеров. Но тут ещё очень важно учитывать к  какой модели относится конкретный кластер.

              Андрей Кудряшов: От модели кластера будет зависеть и  источники его финансирования и сценарий развития. Какие модели кластеров могут быть актуальны в первую очередь для автомобильных кластеров?

              Дмитрий Маслов: В целом существует множество различных типологий кластеров, что объясняется большим числом и неоднозначностью кластерных характеристик, используемых в качестве классификационных признаков. Кластеры можно систематизировать по разным признакам и принципам. Однако в действительности большинство кластеров трудно однозначно отнести к тому или иному виду. Кроме того, для разных отраслей промышленности и различных регионов может быть актуальна определённая модель кластера, но в любом случае при выборе модели кластера и сценария его развития, одним из главных инструментов должно быть применения Бенчмаркинга.

              Андрей Кудряшов:  Конкуренция внутри кластера – это плюс или минус? Как «правильно» минусы конкуренции перевести в её плюсы и чего надо опасаться?

              Елена Усачёва: Конкуренция, если пустить её на самотёк, может разбалансировать любой кластер и понизить общий градус конкурентоспособности кластера и региона. Специальное снижение градуса конкуренции  внутри кластера может принести сиюминутную выгоду для некоторых его участников, за которой последует цепная реакция снижения конкурентоспособности. Резкое повышение градуса конкуренции внутри кластера может дать преимущества другим кластерам и «посадить на мель» свой кластер. В любом случае кто-то должен руководить этим процессом.
             Дмитрий Маслов:  В одной из публикаций на кластерную тему, по-моему, в журнале «Эксперт», приводится пример турецкого одежного кластера, когда хозяин предприятия говорит рабочему: эй, посмотри, что сделали наши соседи, и через несколько минут тот в курсе всех новинок. Такой «соседский» маркетинг призван постоянно улучшать качество продукта. Но для этого конкурентам в кластере нужно разделять принцип «Сотрудничество – выигрывают все!».  А опасаться нужно, как и полной анархии, так и излишнего регулирования.
            Игорь Чернов:  Тема конкуренции внутри кластера, это отдельная  очень интересная тема для разговора. Я считаю, тут нет готовых ответов.  Тут скорее важен момент, кто будет управлять конкуренцией внутри кластера.

               Андрей Кудряшов: Какие плюсы и преимущества есть у нашего автопрома  при создании кластеров, и есть ли вообще эти преимущества?
                Елена Усачёва: Прежде всего, одним из значимых преимуществ является то, что в России в отличие от таких современных лидеров автомобилестроения, как Индия, Китай, Бразилия и т.д., эта отрасль имеет давнюю историю. Так, например, в Поволжье исторически сложилась высокая концентрация предприятий автомобильной промышленности на относительно ограниченной территории, что является несомненным плюсом для перспективного развития Самарского автомобильного кластера. Другое значимое преимущество самарского автомобильного кластера - развитая инфраструктура технического обслуживания, обширная дилерская сеть, множество образовательных, научных и консалтинговых учреждений. 
             Андрей Кудряшов: Беда многих предприятий – это не умение отделить краткосрочные цели от долгосрочных целей. Долгосрочные цели любого кластера понятны всем, а каковы могут быть среднесрочные и краткосрочные цели,  например автомобильных кластеров?

              Елена Усачёва: К краткосрочным и среднесрочным целям  автомобильных  кластеров могут относиться:
- улучшение качества выпускаемой продукции посредством использования международных стандартов, в том числе и ИСО/ТУ-16949;
- разработка программы по развитию поставщиков (хорошие наработки есть у КАМАЗа);
- совершенствование системы технического и гарантийного обслуживания автомобилей;
- улучшение качества работы дилерских центров;
- реструктуризация заводских помещений с целью создания комфортных условий труда;
- модернизация оборудования (очень важный момент, как для автосборочных заводов, так и для их поставщиков);
- обучение специалистов, для чего необходимо создание научно-инженерных школ по актуальным направлениям (тут возможно объединение усилий ВУЗов, учебных центров и консалтинговых фирм);
- разработка конкретных проектов и механизмов партнерства;
- создание системы фондов поддержки инноваций;
- создание  новых стандартов  и ТУ для материалов и комплектующих;
- оптимизация законодательной базы в интересах участников кластера;
- разработка образовательной программы для бизнеса и представителей органов власти, посвященной изучению международного опыта создания и развития автомобильных кластеров;
- подготовка территорий для строительных площадок;
- развитие финансовых рынков, обеспечение доступа к кредитам, взаимодействие с банковскими структурами, внедрение современных схем по использованию лизинга оборудования и техники, покупки в кредит, аренды.

              Андрей Кудряшов: Развивая кластеры, должно ли правительство каким- то образом, прямым или косвенным помочь именно кластерам, которые формируются вокруг ВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа и попытаться использовать последний шанс спасти отечественный автопром? И в чём должна выражаться эта помощь, в долгосрочной программе развития кластеров, или достаточно  разовых денежных вливаний?

               Дмитрий Маслов:  Герман Греф, в своё время, довольно активно продвигал идею кластеров, и отмечал в качестве важного преимущества этой формы сотрудничества предприятий одной отрасли – упрощенное администрирование, сокращение издержек на маркетинг и продвижение. Поддержка государства конечно нужна, но эта поддержка должна стимулировать развитие конкурентоспособных преимуществ наших кластеров. Просто вливание денег, или снижение таможенных пошлин – тупиковый путь.
               Татьяна Хромова:     Кластеры – генераторы развития высокотехнологичных отраслей экономики (не только автопрома). В местах формирования кластеров естественно формируются области с чрезвычайно высокой плотностью населения. Поддержание качества жизни этих людей, ее продуманность – огромная социальная ответственность. И пускать такие вопросы на самотек – не просто необдуманно, но и просто преступно. Если вопросы развития НАШИХ кластеров, не станут первоочередной задачей правительства, то мы потеряем Российский автопром - навсегда! И если Российский  автопром кого-то мало волнует, то  (мягко говоря) о последствиях в социальной сфере региона, в котором сосредоточена большая часть населения и промышленности страны, необходимо задуматься на самом верху!
               Игорь Чернов:   Я категорически против внедрения кластеров в западном виде на предприятиях России без учёта наших условий. В первую очередь это касается автопрома.  Наша промышленность уже сейчас крупная и представляет из себя мощные кооперативы. Слава Богу, ещё не всё успели развалить или продать!  Западный путь развития подразумевает вначале дробление наших предприятий на более мелкие, а потом на их основе создание кластеров. Нам может быть интересен опыт чилийского кластера по виноделию. И бизнес, и правительство, развивая кооперацию и продвигая свою продукцию на зарубежных рынках,  двигаются в одном направлении! По сути своей, данная кооперация производителей позволила выступить чилийским крестьянам и виноделам, как единый поставщик вина на внешнем рынке. Снижение минусов внутренней конкуренции и учёт её плюсов позволило контролировать цены и анализировать спрос. Что касается нашего автопрома. Программы по развитию кластеров на ведущих российских автосборочных заводах должны как патроны ложиться в обойму, которой должна являться программа развития российского автопрома.
           
             Андрей Кудряшов: Если такой «обоймы» как Вы сказали, Игорь Борисович, не будет, то наверное, всё ограничится самодеятельностью, которая навряд ли поможет создать конкурентоспособные кластеры.

              Игорь Чернов:   Для правительства РФ кластер – это тактический уровень. Но  стратегия должна быть в контексте долгосрочной программы по развитию отечественного автопрома. К сожалению не всё зависит только от автопрома.
             Дмитрий Маслов:     Чилийский опыт создания кластера может представлять интерес тем,  что с кластером  там работает  государство не на прямую, а через  созданные участниками кластера ассоциации. Причём наблюдается специализация ассоциаций как для решения внутренних проблем и развития предприятий входящих в кластер, так и ассоциаций, которые  проводят позиционирование продукции  предприятий кластера на мировых рынках посредством стратегического маркетинга. Этот опыт может быть полезен именно для создания государственной программы по развитию автомобильных кластеров.
             Татьяна Хромова:  Хотелось бы  ещё раз обратить  ваше внимание на важный момент. Кластер – это уже не просто градообразующее предприятие, а областеобразующее объединение за счет согласованной работы достаточно разнородных предприятий (как по специфике производства, так и по формам собственности и многим другим парметрам) – по всей цепочке создания определенной продукции. Если взять в качестве примера крупный автосборочный завод, то  тут в кластер будут входить не только производители автокомпонентов (начиная от разработчиков и производителей крупных узлов и агрегатов и заканчивая каким-нибудь ЧП Сидорова, выпускающего простенькую шайбочку или прокладку (возможно в бывшем коровнике). Это и обучающие заведения, которые готовят рабочих и специалистов для этих предприятий по ВОСТРЕБОВАННЫМ специальностям, обязательно с АДАПТАЦИЕЙ под конкретного заказчика, это и инженерные и инфраструктурные предприятия (строительство, обслуживание жилья, детские сады и школы) и многое другое. Все то, что обеспечивает планомерную и эффективную работу промышленных предприятий. За спиной наших автомобильных кластеров стоят не только регионы, но и сотни предприятий поставщиков в  других российских регионах. Если не будет чёткой программы по развитию наших  автомобильных кластеров на уровне правительства и президента РФ, то с нашим автопромом будет то же, что с нашим судостроением и самолётостроением. Правительство объявило о том, что  следующем году мы будем строить в два раза больше судов! Сравните сколько судов строили в СССР в один день и сколько судов в России в год! Подсчитайте когда мы выйдем на уровень СССР в судостроении. В автопроме ещё не всё потеряно!

              Андрей Кудряшов:  Насколько в РФ актуальна для автомобильных кластеров проблема развития и обучения поставщиков, и что можно посоветовать автосборочным заводам для решения этой проблемы?

               Татьяна Хромова:  Кластерная организация производства дает возможность быстро создать сеть поставщиков, прямо заинтересованных в качестве поставляемых полуфабрикатов и комплектующих. Но одно дело просто быть заинтересованным в изготовлении высококачественной продукции, другое дело реально производить такую продукцию. Без чёткой продуманной программы обучения и развития поставщиков любой промышленный  кластер не сможет быть по настоящему конкурентоспособным. 
               Дмитрий Маслов:  Автосборочным заводам можно рекомендовать изучение опыта лучших. Из зарубежного опыта наиболее интересный опыт по развитию и обучению поставщиков – это японский. Для российских зарождающихся автомобильных кластеров может быть полезен опыт ВАЗа и КАМАЗа, как положительный так и отрицательный.

              Андрей Кудряшов: Все НАШИ автозаводы находятся в одном регионе, кроме того, работают в разных секторах авторынка, не являясь конкурентами, тут открывается просто гигантский простор для кооперации и интеграции не только  ресурсов,  но и интеллектуального потенциала! А как Вы считаете надо ли использовать этот шанс?

             Дмитрий Маслов:  Безусловно, вопрос лишь в том, насколько открыты НАШИ автозаводы  друг для друга. Несмотря на то, что синергетический эффект от взаимодействия по Деминговскому принципу «Сотрудничество – выигрывают все!» очевиден, многие предприятия желают оставаться собакой на сене или с завидным упорством хранить секреты Полишинеля. Уникальный опыт в развитии поставщиков, внедрению передовых методов СМК, внедрения «Бережливого производства» есть у ВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа, Джи-ЭМ АВТОВАЗа. Если эти предприятия будут серьёзно заниматься бенчмаркингом и объединять свои усилия на этом пути, то получат дополнительные преимущества перед своими конкурентами. Это очень важно.
             Игорь Чернов:  Несомненно, успехи КАМАЗа показывают, что «Умеючи и ведьму бьют!». Но почему никто не распространяет лучший опыт КАМАЗа на ГАЗе и ВАЗе. Почему опыт СП ЗАО «Джи-Эм АВТОВАЗа» не достаточно распространяется, я уж не говорю про весь автопром, хотябы на ВАЗе! Если наш автопром не объединит свой потенциал, то судьба его будет решена однозначно, в угоду тем западным фирмам, от которых мы ждём «мощный поток инвестиций, инноваций и технологий».

             Андрей Кудряшов: Потенциал оборонки должен ли остаться за бортом? Ведь не секрет, что во все НАШИ автозаводы расположены в регионах, где особенно высок научно-исследовательский потенциал, космическая и оборонная промышленность . Нужно ли автопрому взять в союзники потенциал оборонки?
              
              Игорь Чернов:    До прихода на ВАЗ и ВАЗИНТЕРСЕРВИС, я проходил обучение и работал  в оборонном НИИ и могу сказать, что оборонка, тем более авиа-космическое направление, чем очень  богата Самарская земля – это новые материалы, новые технологии, наконец - это фундаментальная наука. По некоторым  достижениям в космической отрасли, которые были  внедрены в 70-х, 80-х годах прошлого века, мы и сейчас обгоняем США на 10-15 лет. Я  думаю, что одним из главных преимуществ кластера на базе ВАЗа – соседство с  Самарой и её авиа-космическим комплексом.

            Андрей Кудряшов: В Самаре и Тольятти планируют создать по «Автомобильному» Технопарку. Я думаю, что это должны быть не два параллельных проекта, а система из двух Технопарков или , возможно, единый сдвоенный  Большой Технопарк. Причём одной из задач в первую очередь Самарского Технопарка может быть трансформация достижений оборонки в автопром.

            Дмитрий Маслов:  Для участия оборонных предприятий в автомобильном кластере необходима их интеграция в цепочку создания продукта на каком-то из этапов. Такая интеграция может произойти, если обе стороны будут заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера. При разработке концепции кластера вполне можно рассмотреть потенциал и перспективы подобного партнерства.

             Андрей Кудряшов: Для нас очень  интересен опыт развития кластеров в  США, Японии, Франции, Финляндии, Индии, Германии и других стран. Каким образом можно было бы максимально быстро изучить и развить, позаимствовав всё лучшее для нашей промышленности?

             Дмитрий Маслов:  Это  опять же бенчмаркинг, а базой для него может выступать, например, Российский клуб бенчмаркинга Всероссийской организации качества, в Европе – Европейский фонд  управления качеством (EFQM), можно рассмотреть отраслевые и кроссотраслевые возможности бенчмаркинга, которые существуют во многих странах.

             Татьяна Хромова:   Я думаю, что всё равно найдутся те, кто любит просто копировать чужой опыт. Слишком соблазнительно  будет многим получить «быстрый результат».

            Андрей Кудряшов:   Что касается Бенчмаркинга, то  чей зарубежный опыт развития кластеров наиболее актуален для РФ? Или если говорить просто, какую одну-две страны вы хотели бы посетить для  изучения опыта развития кластеров? Я думаю, что для нас актуален не только опыт ведущих стран, но и наверное стран  Восточной Европы и Китая?

            Дмитрий Маслов:  Пожалуй, Китай становиться всё более интересным.
            Татьяна Хромова:  Германия (машиностроение); Финляндия (связь, коммуникации); Тайвань (электроника).
            Игорь Чернов:  Нельзя откатываться назад. Экономика у нас полностью кооперирована. Нужна борьба с бюрократизмом. Что касается опыта стран. Если честно, то нам было бы полезно, по моему мнению,  ознакомится с опытом по развитию кластеров в  Германии и США (машиностроение).
            Елена Усачёва:  Если говорить про автомобильные кластеры, то интересен опыт  Германии, США и Японии. Если говорить про высокие технологии, то может быть Япония, Финляндия. Если говорить про опыт  построения кластеров в бывших соц. странах, то это Венгрия. Может быть, интересен опыт Китая в легкой и автомобильной промышленности.
 
             Андрей Кудряшов:  Елена, а  опыт каких  двух  стран лично Вам более всего интересен?

             Елена Усачёва:  Если говорить про две страны, то это Япония и Финляндия. В Финляндии интересен опыт развития Технопарков в рамках высоко технологичных Кластеров. Я думаю, что данный опыт может быть интересен для Тольятти.
             Андрей Кудряшов: Надо ли начать изучать и пропагандировать российский и зарубежный опыт по созданию кластеров, создать журнал, сайт, исследовательский центр?
             Дмитрий Маслов:  Конечно, нужно, тем более, что такой опыт есть, например, в Ивановской области создается текстильный кластер, обсуждаются возможности создания туристического кластера в рамках регионов «Золотого кольца». 
              Елена Усачёва:  Да, сайт, журнал, исследовательский центр, это замечательно. Но для этого нужно как минимум три фактора, наличие специалистов, заинтересованность  бизнеса и региональных властей и самое главное –  здравый смысл и амбициозность и тех и других.
              Андрей Кудряшов:  Участникам  круглого стола я  хотел бы задать  ещё такой вопрос – если бы предприятия, правительство региона или РФ, или одной из стран СНГ,  предложили бы  вам принять участие в работе творческого коллектива по разработке программы развития кластеров, в популяризации этой  идеи посредством издания сборника статей как бы вы к этому отнеслись?
              Дмитрий Маслов:  Проблема интересная и актуальная, поэтому готов принимать участие в ее обсуждении и решении.
              Игорь Чернов:   Я думаю, что в любом случае у нашего круглого стола будет продолжение.  В теме Кластеры – слишком много белых пятен. Тема интересная и непростая. Ломать  - не строить. У нас привыкли ломать. А как сохранить всё лучшее, перенять всё лучшее и развить всё лучшее – этого в справочниках и Интернете не найдёшь. 
              Татьяна Хромова: Кластеры, это то, от чего уже не отмахнуться. Это реальный инструмент конкурентоспособности регионов России. Кроме того, кластер не обязательно – большой. В Самарской области начинает формироваться туристический кластер. Но часто представители бизнеса и власти любое объединение готовы назвать кластером.  Я считаю, что в политике создания кластеров, наша область будет лидером в РФ. Поэтому готова принять участие в обсуждении проблем развития кластеров, в первую очередь конечно автомобильного кластера. Мне больше интересны вопросы развития СМК на предприятиях входящих в автомобильный кластер.
               Елена Усачёва:  Кластеры – тема моего дипломного проекта, конечно, хотелось и дальше работать по этой теме, в том числе, как в рамках «Круглого стола», так и по программе создания кластеров Самарской области. Хотелось бы продолжить обсуждение актуальных вопросов по теме «кластеры» с ведущими специалистами регионов России.
               Татьяна Хромова:   Я считаю, что можно рассмотреть проблемы  развития кластеров с привлечением ведущих российских и зарубежных  специалистов в том числе по бенчмаркингу. Это будет актуально не только для предприятий  РФ, но и стран СНГ, в первую очередь для Украины, Беларуси и Казахстана.

              Андрей Кудряшов: Хочу сказать спасибо всем участникам нашего «Круглого стола».  Актуальность темы кластеров и их развития, особенно в автопроме объясняется еще и тем, что сама категория промышленного кластера в настоящее время продолжает оставаться дискуссионной. Несмотря на относительно большое число теоретических исследований, отсутствует научно обоснованная модель управления кластерами. Для кластеров необходимы специфические подходы в области описания и классификации, система критериев и показателей оценки. Что конечно не может возникнуть на пустом месте, Нужно привлечение ведущих специалистов РФ и СНГ.   В основе региональной политики России  должен лежать как лучший опыт СССР по экономическому районированию, созданию ТПК,  созданию промышленных центров в первую очередь в оборонной промышленности   так и  лучший зарубежный опыт по развитию кластеров, в первую очередь в автомобильной, электронной и пищевой промышленности. Но опыт и знания не придут к нам  сами по себе (включая тот опыт и знания,  которые мы частично растеряли за последние 20 лет). Нужно реально работать, применяя  Бенчмаркинг, статистические методы, форсайт, методы принятия решений, а самое главное здравый смысл. В заключении  хочу привести  слова Валерия Яковлевича Брюсова, русского поэта и  писателя:  «Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века».

Успехов!

апрель 2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
 
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
< март май >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения