ТРЕБОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ (часть I)

 

ОБ АВТОРЕ

Андрей Олегович Журавлев аккредитован в ERCA как ведущий аудитор по ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, ISO 22000, FSSC 22000; ведущий эксперт награды правительства Санкт-Петербурга — почетного знака «За качество товаров (продукции), работ и услуг»; исполнительный директор ООО «РСМ». Награжден Почетным знаком «ОТЛИЧНИК КАЧЕСТВА».

ООО «Регистр систем менеджмента» (ИНН 7839433576) находится в Санкт-Петербурге, одном из ведущих промышленных и инновационных центров России. Многолетний успешный опыт работы в области сертификации систем менеджмента и партнерские отношения с аналогичными органами по сертификации в Европе, а также консультирующими организациями и лицензированными учебными заведениями позволяют российским и зарубежным предприятиям различной направленности и формы собственности получить полный спектр услуг как по сертификации системы менеджмента, так и по ее разработке, а также обучению персонала.

Проводит курсы повышения квалификации по различным системам менеджмента в АНО ДПО Санкт-Петербургский институт современного образования (ИНН 7839290631).

ТРЕБОВАНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ (часть I)

Наша работа ориентирована не на бумажное оформление системы, а на людей, которые будут в ней работать (принцип «Тойоты»).

В соответствии с требованиями п. 3.6.2 ISO 9001:2015 качество — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

В соответствии с требованиями п. 3.5.4 ISO 9001:2015 система менеджмента качества — это часть системы менеджмента применительно к качеству.

А в соответствии с требованиями п. 3.5.3 ISO 9001:2015 система менеджмента — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политики, целей и процессов для достижения этих целей.

Примечания

1. Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности, например, менеджмент качества, финансовый менеджмент или экологический менеджмент.

2. Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.

В. Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций 15].

Стандарты ISO серии 9000 — важные, но далеко не единственные стандарты на системы менеджмента. Существует достаточно большое количество серий стандартов на различные системы менеджмента. Например, стандарты ISO серии 14000 — на системы экологического менеджмента, ISO серии 20000 — стандарты на обслуживание 1Т-серви- сов, ISO 26000:2010 — «Руководство по социальной ответственности», ISO 37001:2016 — стандарт на системы менеджмента по противодействию коррупции и т.д.

Наиболее востребованными сегодня являются следующие стандарты:

ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» — стандарт, содержащий требования к системам менеджмента качества;

ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования» — стандарт, содержащий требования к системам экологического менеджмента;

ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования» (до марта 2018 года — OHSAS 18001:2007);

ISO 22000:2018 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов» (до июня 2018 года — ISO 22000:2005 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования»).

I. В каких случаях от организации требуется сертификация ее системы менеджмента на соответствие требованиям стандартов ISO?

Применение любых систем менеджмента осуществляется на добровольной основе, за исключением тех случаев, когда их наличие является требованием соответствующего нормативного документа. В нынешний период развития нашей страны вопрос разработки и внедрения систем менеджмента является достаточно важным требованием для большинства предприятий и организаций, действующих на территории нашей страны. Ниже приведены требования, когда наличие сертифицированной системы менеджмента является обязательным или фактически обязательным.

1. Лицензирование и обязательная сертификация согласно требованиям нормативно-правовых актов органов государственной власти, а также требований наднациональных органов

1.1. Установление государством порядка обязательного лицензирования отдельных видов деятельности, производств, продукции и услуг (например, разработка и производство вооружения и военной техники, средств связи и других стратегически важных видов продукции в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.06.2012 № 581, п. 5, подп. «г» [2]) требует наличия у производителя сертифицированной системы менеджмента качества.

1.2. При возведении объектов использования атомной энергии требования к составу и структуре программ по обеспечению качества, формулируемые в НП 090-11 (раздел IV) [6], предусматривают структуру такой программы, аналогичную требованиям стандарта ISO 9001. Наличие такой системы и ее соответствие требованиям оцениваются в ходе реализации процедуры лицензирования предприятия, возводящего объекты использования атомной энергии или поставляющего продукцию на объекты использования атомной энергии.

1.3. Начиная с 2011 года в странах — членах Таможенного союза (начиная с 2015 года — Евразийского экономического союза) действует порядок сертификации и декларирования соответствия продукции (см. Решение комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» [7]), который предусматривает обязательную сертификацию систем менеджмента при применении схем сертификации продукции 2С, 6С и 8С и при применении схемы декларирования 6Д.

1.4. Начиная с 2013 года в странах — членах Евразийского экономического союза действует Технический регламент о безопасности пищевой продукции ТР/ ТС 021-2011, согласно которому (глава 3, ст. 10, п. 2 и 3) изготовитель обязан разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points). При этом действие регламента не распространяется только на тех, кто производит пищевую продукцию для личного потребления [9].

1.5. Ряд технических регламентов ЕАЭС предполагают подтверждение соответствия продукции по схемам, предусматривающим сертификацию систем менеджмента (например, применительно к производству рыбной продукции это Технический регламент ТР ЕАЭС 040/2016 [8], раздел XI, п. 87, который предполагает декларирование соответствия в том числе по схеме 6Д).

1.6. Получение регистрационных удостоверений на выпускаемые медицинские изделия предполагает наличие в организации системы менеджмента на соответствие требованиям ISO 13485:2016 [15, раздел II, п,17, приложение 4 (п.2)].

1.7. В России и в ряде зарубежных стран получение государственного заказа связывается прежде всего с наличием на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества. Это требование не является жестко обязательным, как при лицензировании, но его проще выполнить, чем обходить. Кроме того, государственные органы исполнительной власти в России обязаны поддерживать поставщиков продукции и услуг для нужд государства в деле разработки и сертификации систем менеджмента качества (постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 [1 ]). Кроме того, местные органы власти также устанавливают требование о наличии у поставщиков сертифицированной системы менеджмента. Так, в постановлении правительства Москвы от 05.12.2000 № 953 «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы» [3] говорится, что «...начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000».

1.8. Ряд СРО в строительстве предъявляют к своим членам требование о наличии у них сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ISO 9001:2015. 1.9.          По опыту работы автора с организациями из различных отраслей промышленности в целом ряде случаев заказчики (особенно в автомобильной, электронной, пищевой и иных отраслях промышленности) устанавливают требования об обязательной сертификации поставщиков на соответствие требованиям международных стандартов. Например, в автомобильной промышленности это требование сформулировано в стандарте IATF 16949:2016.

1.10.    Крупные компании федерального уровня (например, АО «Газпром») на основе требований международных стандартов ISO создают свои системы стандартов (например, СТО «Газпрома»), которые по уровню требований бывают даже более жесткими, и поэтому пройти сертификацию на соответствие этим стандартам для потенциальных поставщиков становится достаточно проблематичным. Тем не менее такая сертификация является обязательной.

Согласно данным по мониторингу предприятий обрабатывающей промышленности, проведенному НИУ ВШЭ в 2009 году, до 49% предприятий имели сертифицированные СМК [11].

2.  Экспорт продукции за рубеж, в том числе и в страны ближнего зарубежья

2.1.  Наличие на предприятии поставщика сертифицированной системы менеджмента качества позволяет ему преодолеть устанавливаемые рядом стран нетарифные (технические) барьеры. Эти требования для различных видов продукции устанавливаются в виде требований к ее качеству и безопасности, а также к неизменности характеристик этой продукции от партии к партии. Эти требования удовлетворяются наличием на предприятии документированной и сертифицированной системы менеджмента. Так, в Европе 95% отказов от установления деловых контактов вызваны отсутствием у партнера сертифицированной системы качества. Об этом пишут в своей статье В.А. Винарик и Т.Г. Долгопятова [11 ].

3. Факторы гражданско-правовых отношений

3.1. Получение субподрядов. Участие российских предприятий в процессе международного разделения труда предполагает выполнение возрастающего объема подрядных работ. Возможность получения предприятием субподрядов как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто обусловливается наличием на предприятии системы менеджмента качества.

3.2. Условия тендеров. Условия тендеров и других конкурсных форм размещения заказов на поставки продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке России обычно включают в себя требования к наличию у поставщика системы менеджмента качества. Например, поставки продукции для топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности и других отраслей осуществляются в России с учетом наличия системы менеджмента качества у поставщика, а в отдельных случаях и сертификата на нее.

4. Факторы рыночного регулирования

4.1. Сертификация системы менеджмента качества. Сертификация системы менеджмента качества обеспечивает предприятию — владельцу сертификата необходимый уровень доверия на рынке, поскольку, во-первых, сертификат является общепринятой гарантией надежности поставщика, во-вторых, для малоизвестного на данном рынке товаропроизводителя сертификат, если он выдан известным органом по сертификации, является своеобразным рекомендательным письмом экспертной организации, считающейся признанным авторитетом в данной области.

4.2. Стабильность поставок. Стабильность поставок даже известных российских фирм в условиях современной неустойчивой экономики нуждается в дополнительном подтверждении. Таким общепризнанным подтверждением является соответствующим образом документированная и эффективно работающая система качества. Она снимает необходимость внешних проверок третьей стороной, то есть потенциальным заказчиком, что, как правило, чревато техническим шпионажем.

4.3. Страхование и факторинг. Страхование, факторинг и другие виды поддержки финансовыми институтами сделок на поставку продукции и услуг на внешний и (все чаще) на отечественный рынок требуют подтверждения стабильности фирмы, прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью продукции. Эти риски и обусловленная ими административная и имущественная ответственность существенно снижаются при наличии действующей системы менеджмента качества. Это, в свою очередь, позволяет привлечь солидных страховщиков и банки, кредитующие предприятия по факту отгрузки, а также снизить ставки по кредиту и страховке.

II. Какие же преимущества получает предприятие, разработавшее и внедрившее системы менеджмента?

1. Экономический эффект от внедрения систем менеджмента

Отказы и исправление скрытого брака при внедрении системы менеджмента качества становится явным. Нередко эти объемы составляют до 60% потерь и трудозатрат производства, и эти значительные издержки при внедрении системы менеджмента качества значительно сокращаются [16]. По данным Дж. Харрингтона, при внедрении СМК можно увеличить на 20% долю годной продукции без каких-либо дополнительных капитальных затрат [16]. Существенное улучшение экономических показателей предприятий, внедривших СМК или аналогичные стандарты, отмечается в ряде исследований. Так, по данным, приведенным в статье [14], в результате внедрения на предприятии СМК по ISO 9001 выпуск продукции увеличился в 2-4 раза, объем брака сократился в 1,76 раза, удельный расход электроэнергии сократился в 1,85 раза, газа — в 2,17 раза, воды — в 2,5 раза, расход металла сократился на 8%. Серьезный вклад СМК в улучшение деятельности отмечает главный инженер группы компаний «ЭФКО» Е. Демьянова в своей статье «Качество и конкуренция: экономика успеха» [12], опубликованной на сайте www.kachestvo.pro. Например, в результате совершенствования бизнес- процесса «управление энергетическим и технологическим оборудованием» предприятию удалось сократить простои с 760 до 140 часов в год [12].

2. Предупреждение претензий и жалоб потребителей

Предупреждение претензий и связанных с ними потерь является важным примером реализации принципа системы менеджмента качества в понимании стандартов ИСО серии 9000: «Предупреждать лучше, чем исправлять». Конструктивные принципы международных стандартов позволяют предприятию иметь четкий механизм предупреждающих мер и избегать провалов на рынке.

3. Реструктуризация управления предприятием

Среди 350 основных функций управления любым предприятием около 60-70% прямо связаны с обеспечением качества. Тот же Дж. Харрингтон приводил пример, что до начала работ по улучшению функционирования бизнес- процессов IBM (работа проводилась в 1983 году) (цит. по [15]) ущерб от низкого качества работы в службе кредиторской задолженности IBM составлял до 60%. Таким образом, внедрение системы менеджмента качества является одним из важнейших шагов в создании на предприятии современного управления.

4. Влияние внедрения систем менеджмента и их сертификации на соответствие требованиям стандартов ISO на финансовую привлекательность и надежность предприятия

4.1. Получение кредитов. Внедрение и сертификация системы менеджмента качества аккредитованным органом повышает уровень надежности предприятия как потенциального получателя заемных средств. Прежде всего это касается оборотных средств под контрактные поставки, так как наличие сертифицированной системы менеджмента качества является как для зарубежных, так и для отечественных кредиторов важным дополнительным свидетельством стабильности поставок.

4.2. Создание совместных предприятий. Создание совместных предприятий и других структур с участием инвесторов без системы менеджмента качества является довольно проблематичным. Во-первых, возникают сомнения в состоятельности менеджмента предприятия (если, например, отсутствует анализ затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции или другие функции контроля, предусмотренные стандартами ИСО серии 9000). Во-вторых, возможности выхода на новые рынки без гарантии радикального изменения отношения к обеспечению качества, по мнению многих инвесторов, ограниченны.

4.3. Повышение стоимости активов предприятия. Нефинансовые активы предприятия вследствие создания и сертификации системы менеджмента растут за счет повышения стоимости торговой марки производителя, а также за счет капитализации, вызванной ростом оборота (рост цены высококачественной продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.). При этом после сертификации системы менеджмента качества аккредитованным органом обычно повышается курс акций акционерных компаний.

рис.5. В процессе сертификационного аудита.

III. Чем отличается сертификация по ISO от сертификации по ГОСТ Р?

Национальной системой стандартизации предусмотрены два основных варианта применения международных и региональных стандартов — прямое и косвенное.

Прямое применение осуществляют:

— при заключении договора (контракта) на изготовление и поставку продукции на экспорт, если в договоре или контракте указано, что продукция соответствует международному или региональному стандарту;

— при заключении договора (контракта) на импорт продукции, если соответствующие национальные стандарты на нее отсутствуют, а международные или региональные стандарты не противоречат действующим в Российской Федерации законодательству и документам в области стандартизации, а также если международные или региональные стандарты не противоречат обязательным требованиям действующих национальных стандартов.

Косвенное применение осуществляют следующими методами.

Метод обложки. Утверждение в качестве национального стандарта международного или регионального стандарта без отклонений от их технического содержания и изменения структуры, осуществляется только замена обложки. Этот метод применяется при одновременном выполнении следующих условий: Российская Федерация является членом международной или региональной организации по стандартизации, разработавшей международный или региональный стандарт, и положительно проголосовала за этот стандарт; международный или региональный стандарт полностью удовлетворяет потребностям экономики Российской Федерации; в международном или региональном стандарте отсутствуют ссылки на другие международные или региональные стандарты, не принятые в качестве национальных стандартов Российской Федерации.

Метод переиздания в виде аутентичного перевода международного или регионального стандарта. При использовании данного метода в национальный стандарт, подготовленный на основе международного или регионального стандарта, допускаются внесение лишь редакционных правок, изменение наименований стандартов в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации, включение национального информационного материала, не изменяющего и не исключающего положений международного или регионального стандарта, исключение информационного материала, имеющегося в международном или региональном стандарте, использование пересчитанных количественных единиц, если в международном или региональном стандарте принята система, отличная от действующей в РФ.

Национальный стандарт, подготовленный методом обложки или переиздания в виде аутентичного перевода, является идентичным соответствующему международному или региональному стандарту.

Утверждение национального стандарта, представляющего собой аутентичный перевод международного или регионального стандарта, в который внесены дополнительные или более жесткие технические требования или из которого исключены отдельные структурные элементы (разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения). Такой стандарт является модифицированным (измененным) по отношению к международному или региональному стандарту.

Использование отдельной части аутентичного перевода международного или регионального стандарта.

Данный метод применяется, если международный или региональный стандарт нецелесообразно принимать в качестве национального стандарта, идентичного или модифицированного по отношению к международному или региональному стандарту. В этом случае национальный стандарт является неэквивалентным по отношению к международному или региональному стандарту.

Национальные стандарты, идентичные международным или региональным стандартам, утвержденным международными или региональными организациями по стандартизации, членом которых Российская Федерация не является, а также модифицированные стандарты подлежат согласованию с заинтересованными организациями Российской Федерации в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации. Порядок разработки таких стандартов аналогичен установленному для национальных стандартов и предусматривает следующие этапы: размещение уведомления о разработке стандарта и окончании его публичного обсуждения на официальном сайте Ростехрегулирования; экспертиза в соответствующем ТК; проведение специальной экспертизы (метрологической — для стандартов на методы испытаний, терминологической — для стандартов, устанавливающих термины). Более подробно об этом написано в стандартах ГСС и ГОСТ Р 1.7- 2014 «Стандартизация в РФ. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов (Изменение №1)» [4].

Таким образом, ГОСТ Р ИСО 9001- 2015, ГОСТ Р ИСО 14001-2016, ГОСТ Р ИСО 22000-2007 и иные аналогичные документы — это аутентичные переводы соответствующих международных стандартов, оформленные и выпущенные в обращение в соответствии с требованиями, изложенным в нормативно-правовых актах РФ. Хотя автору часто приходилось встречать статьи, посвященные анализу качества перевода стандартов и их сличения с оригиналом. Однако следует помнить, что переводы подобных стандартов осуществляет АО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» — головная организация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

2. Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники».

3. Постановление правительства Москвы от 05.12.2000 № 953 «О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы».

4. ГОСТ Р 1.7Т2014«Стандартизация в Рос- Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов (с Изменением 1)».

5. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

6. НП 090-11 «Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии».

7. Решение комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 621 «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

8. Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

9. Технический регламент Таможенного союза ТРТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

10. Андреев И. СМК для галочки: сколько стоит сертификат соответствия ИСО 9001 ? // Сайт Федеральной службы по аккредитации http://fsa.gov.ru/news/press/show_id/2328.

11. Винарик В.А., Долгопятова Т.Г. Сертификация системы менеджмента качества в компаниях стран с переходной экономикой // Российский журнал менеджмента. — 2011,— Т. 9. — №1.

12. Демьянова Е. Качество и конкуренция: экономика успеха. Как в «ЭФКО» контролируют качество продукции. — www. kachestvo.pro.

13. Егорова Л.Г. Причины неэффективности систем менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2006. — № 12.

14. Журавлев А.О. ООО «РОСТАР-Всеволожск». Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества // Ленинградская область: экономика и инвестиции. — 2007. — №41.

15. Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12.02.2016 г. «О правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий».

16. Д. Харрингтон «Управление качеством в американских корпорациях». Сокр. перевод Л.А.Конарева. М, «Экономика», 1990, цитируется по www.uchebnik.online

1 7. Лапидус В.А. Конфликт TQM с постсоветским менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента. — http://www. sitebs.ru.

18. Перечень нотифицированных органов по сертификации СМК по требованиям СТО «Газпром» 9001. — http://komplektatsiya. gazprom.ru.

19. Реестр организаций-поставщиков, получивших сертификат соответствия на СМК работ (услуг) для ПАО «Газпром» и его дочерних обществ. — http://gpee.ru.

20. Сваровский Ф. Патологические решения и болезни российского менеджмента. — http://www.sitebs.ru/blogs/22135.html.

21. Список стран по ВВП (ППС). — Gross domestic product based on purchasing-power- parity (PPP) valuation of country GDP (англ.). IMF (09.10.2018).

22. ISO Survey of certifications to management system standards — Full results. — www.iso.org.

23. THE ISO SURVEY OF MANAGE¬MENT SYSTEM STANDARD CERTIFICA¬TIONS — 2017 — EXPLANATORY NOTE. — https ://is otc.iso.org/livel ink/live link/ fetch/-8853493/8853 51 1/8853520/ 18808772/00._0verall_results_and_ex- planatory_note_on_2017_Survey_results. pdf?nodeid=19208898&vernum=-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель 2021
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
 
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
< март май >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения