Оптимизация управления качеством образовательного учреждения

П.И. Калинкин,
ООО «Системный Консалтинг»

Управление качеством образовательных услуг традиционно является одним из наиболее важных параметров образования и одной из сложнейших научных проблем. Тем не менее, эффективность (результативность) принимаемых управленческих решений в ряде вузов сегодня становится конкретным объектом мониторинга качества деятельности образовательного учреждения. Этому процессу, бесспорно, способствует бурный рост функциональных возможностей современных информационных технологий, информационно-коммуникационных, информационно-аналитических комплексов и систем управления (ИКАСУ), в том числе Систем управления качеством образовательных услуг.
Вместе с тем, практика информационной поддержки этапов жизненного цикла сложных организационно-технических объектов и их Систем качества показывает, что наращивание функциональной сложности современных ИКАСУ, их ключевое значение и критичность приводят к росту риска в жизненном цикле этих объектов на этапе обоснования и принятия концептуальных, системных технических и управленческих решений. Именно поэтому формирование Систем управления качеством должно рассматриваться прежде всего с позиций оптимизации их структур, процессов и параметров функционирования.   
Накопленный к настоящему времени опыт разработки технологий обоснования проектных и управленческих решений ИКАСУ, аналитической обработки информации при ситуационном мониторинге (поведенческом анализе), контент-мониторинге и управленческом мониторинге (OLAP, Microstrategy, ArcGis, Business Objects, Cognos, Hyperion, Analyst’s Notebook, iBase SSE, i2, iBridge, Pattern Tracer TCA, Data Mining, ASPID-3W, КРОПУР-7.1 и других) сегодня далеко не соответствует современным потребностям обоснования и оптимизации решений (качества решений). Их использование в целом ряде случаев подменяется эмпирическими «волевыми» решениями, что только многократно увеличивает риск Разработчика и ещё более – Заказчика. Адекватная оценка качества, функциональных свойств и качества (эффективности) сложных организационно-технических комплексов и систем (их квалиметрия), а также оптимизация принимаемых решений в целом является не только традиционной и весьма сложной, но и ещё более актуальной задачей с учётом факторов современного развития ИКАСУ.
Можно полагать, что не являются исключением в этом аспекте и создаваемые (развиваемые) Системы качества образовательных учреждений.
Методология обоснования решений, автоматизированной поддержки их принятия в условиях информационного дефицита (неопределённости условий задачи оптимизации, неточности задания исходных данных оценивания и т.д.) особенно интенсивно развивается сегодня в направлении методов многокритериального и полимодельного оценивания, методов многовариантного интерактивного анализа и оптимального синтеза, целого класса методов поведенческого моделирования систем и других.
Таким образом, в процессе создания и модернизации сложных объектов и их Систем качества сегодня критичной становится уже не только адекватность, но и оптимальность принимаемых решений, как технических, системных, так и концептуальных, организационных. Неоптимальность принимаемых решений сложных организационно-технических систем и их Систем качества может приводить, как это несложно показать, к целому ряду уязвимостей, проявление которых является лишь вопросом времени.
С другой стороны, именно непрерывное прогнозирование, анализ и контроль качества и эффективности функционирования ИКАСУ (мониторинг эффективности) обеспечивают по существу результативное управление современными сложными системами.
В основе предлагаемой технологии квалиметрического анализа и ранговой оптимизации управления качеством образовательного учреждения (технологии КРОПУР) лежит:

  • формирование системы критериев качества (эффективности) предлагаемых (альтернативных) управленческих решений, а также отношений предпочтения Заказчика (в первую очередь, Потребителя образовательных услуг) и соответствующих показателей качества, включая оценивание интегральных (агрегированных) показателей качества (эффективности);
  • последующий вариантный адаптивный поиск совокупности параметров, которые обеспечивают максимизацию (либо минимизацию) показателей качества;
  • обоснование и выбор наилучшего из альтернативных вариантов (оптимального) решения по управлению качеством образовательного учреждения.

Учёт специфики требований и вариантное моделирование предпочтений на основе соответствующего методологического аппарата позволяет, как минимум, снизить «совместные» риски Потребителя и Поставщика образовательных услуг, соответствующие необоснованные ресурсные затраты, а также обеспечить устойчивость принимаемых решений.

 

Справки и регистрация участия по тел.:

  • г. Санкт-Петербург: (812) 454-50-32, (812) 454-52-34, (812) 640-75-07 

 
Скачать заявку Вы можете по этой ссылке: Заявка на участие в семинаре.doc

Заявки просьба высылать на адрес эл. почты: info@s-konsalt.ru или факс. (812) 454-52-34.

 

апрель 2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
 
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
< март май >
Italian Presentation
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
Тема обращения